«Маршрут к Богу» — о воле Божией и воле человеческой иер. Андрей Плешков

В современное время практически в каждом телефоне есть очень удобное приложение для каждого из нас, в особенности для тех, у кого есть автомобиль. Это приложение — навигатор. Где бы вы не оказались, куда бы вы не хотели отправиться, он поможет вам найти дорогу. Более того, предложит несколько вариантов достижения цели: более длинный, но при этом более быстрый, более короткий, но, однако же, более длительный по времени. И даже если по ходу следования к цели вы отклонитесь от маршрута, он все равно поможет вам найти путь, чтобы, хотя и другой дорогой, все же дойти до цели.

К чему на сайте православного прихода рассуждение об интернет-приложениях и их удобстве? К тому, что для христианина все является поучительным и примеры повседневной жизни поясняют явления духовной. Интересен здесь рассказ из жизни преподобного Паисия Святогорца. Один человек, приблизившись к дому старца, застал его за работой в огороде и спросил: «Что ты делаешь, отче?», на что получил ответ: «Исповедую огород». Забавный и даже несколько странный ответ, если воспринимать его буквально. Но старец ответил иносказательно, подразумевая под исповедью очищение огорода от сорняков.

Применительно к нашей духовной жизни аналогия с навигатором наглядно показывает как согласуется воля Божией с волей человеческой. Каждый человек от рождения (а первый человек — от сотворения) имеет дар свободной волей, которой он может распоряжаться как ему угодно. Только Господь, как и всякий мастер, создающий что-либо, создавал человека для конкретной цели или, если можно так сказать, для конкретного «применения». Он создавал человека благим, стремящимся к благу. И самым главным источником жизни для человека и благом был Сам Бог. И когда современный человек так же, как и первый сотворенный начинает искать Бога своей душой, Господь Своим промыслом, как навигатором, предлагает ему разные пути. Более того, даже человеку не ищущему Бога Господь предлагает такие пути. Конечная цель такого жизненного «маршрута» не рай и не ад, а Сам Бог.

Этот путь может быть самым разным: путем семейной жизни, путем церковного служения, путем монашеским и т.п. При общем единообразии этих «путей ко спасению», можно смело сказать, что у каждого путь свой, особенный. И Господь ведет человека этим путем: через заповеди, через творения святых отцов, через различные жизненные обстоятельства руководя дальнейшими действиями.

Личность человека в любом случае остается свободной. Человек может и не следовать Божественным указаниям, «сворачивать не туда» по своей воле или же по ошибке, но Господь и тут вернет  его на прежний путь или проложит новый. Потому как Господь не оставляет всякого, действительно ищущего Его, и Сам взыскует [ищет] тех, кто Его еще не познал.